Из ансамбля во всемирно известный коллектив — история оркестра им. Курмангазы
Академический оркестр народных инструментов им. Курмангазы был создан в далеком 1933 году. За короткий срок он сумел стать самым лучшим в СССР, покорив вершину музыкального Олимпа.
Сегодня свой военный оркестр имеет почти каждая современная армия. А был ли у древних воинов музыкальный сопроводительный отряд? Конечно! В стародавние времена у казахских полководцев были в своих войсках «взводы», которые вдохновляли джигитов на победу.
Помните эпизод битвы на Чудском озере, где под звуки жалеек, балалаек и свистулек новгородцы обретают боевой дух и вкладывают его в дело победы над супротивником? Через несколько веков после этой победы великий полководец Александр Суворов своим приказом генералиссимуса введет в обязательность иметь в полках оркестровые подразделения. Ведь
«…музыка удваивает, утраивает боевой дух воина»
Казахские полководцы еще за полвека до Суворова уже имели в своих войсках музыкальные «взводы» или эскадроны. Сейчас трудно найти название этому подразделению конников с домбрами через плечо. Но именно они перед наступлением лихо и бравурно исполняли зажигательный кюй. От их игры и джигиты, и кони обретали воинственный неугасимый дух и смело бросались в бой.
Как это было на деле и где располагался — на левом или правом фланге конницы — ансамбль домбристов? Увы, ответов на эти вопросы пока не найдено. Но прежде чем пуститься в исторический экскурс, как домбра и кобыз оказались в оркестре, неискушенному в музыковедении читателю необходимо дать разъяснения. Речь, конечно же, не об оркестре как специфическом музыкальном коллективе, а о домбровом ансамбле.
Несколько ниже, на примере нашего выдающегося коллектива — оркестра казахских народных музыкальных инструментов им. Курмангазы — всякий желающий в этих различиях разберется без труда. Мы же заглянем в историю.
Модернизация домбры
Александр Затаевич, первый исследователь и собиратель казахской музыки, писал, что еще в свитах Абулхаир и Абылай ханов наличествовали конники-домбристы, нечто вроде военного оркестра. Но для создания музыкально-инструментального коллектива с неограниченными возможностями, способного исполнять произведения как народного, так и классического плана, был нужен не домбровый ансамбль, а оркестр — собрание музыкантов, играющих на различных, а не на одинаковых инструментах.
Значит, оркестр — это музыкально-художественный коллектив со всеми общепринятыми в мировой практике атрибутами и набором музыкальных инструментов, обладающих большой широтой диапазона, глубиной и силой звучания, многокрасочностью тембров. Это и было сделано в начале 20 века в Алматы.
Не будем вдаваться в музыкально-теоретические подробности реконструкции для оркестровой специфики домбр, кобызов и других казахских народных инструментов. Вместо этого предлагаем вам выдержку из воспоминаний Ахмета Жубанова.
«В первые годы работы в музыкально-экспериментальной мастерской и кабинете по записи и обработке народного творчества в решении проблемной задачи-исследования и усовершенствования народных музыкальных инструментов встречались большие трудности.
Не было современных казахских музыкальных мастеров-профессионалов, кроме отдельных кустарей-инкрустаторов, которые могли бы изготовлять домбры и кобызы на основе закона акустики.
Сотрудники музыкально экспериментальной мастерской на примере В. В. Андреева
с помощью русских мастеров — братьев Романенко — приступили к усовершенствованию казахской домбры
Были разработаны ее форма и размер, и по чертежам, выполненным в музыкально-экспериментальной мастерской через несколько месяцев, братья Романенко представили образец новой домбры. Началась работа по подбору материалов для производства целой серии домбр.
На корпус инструмента подходил набор ореховых планок, на гриф шла береза, а дека изготовлялась из тянь-шаньской ели, растущей в предгорьях Алатау. Своим овальным корпусом и длинной шейкой новый инструмент напоминал домбру, распространенную в Западном Казахстане.
На грифе замен передвижных перне установлены закрепленные в определенном интервальном соотношении лады. Струны на домбру натягивались не самодельные — это были фабричные кетгуты, выдерживающие высокую настройку. Что способствовало чистому сильному звучанию инструмента и переходу от нетемперированного строя к темперированному.
Первый экземпляр братьев Романенко была передан на испытание домбристу Махамбету Букейханову, который принимал активное участие в работе экспериментальной мастерской по усовершенствованию казахских народных инструментов».
Самобытный оркестр
Параллельно с работой над инструментами шел поиск репертуара — вернее, его оркестровая огранка. Споров, что основу произведений для исполнения будущим оркестром составят казахские песни и кюи, не было. Как не было их и по поводу того, что большая часть репертуара будет составлена из произведений гениального самородка — домбриста и композитора Курмангазы Сагырбаева (1818-1879).
Почти все кюи Курмангазы — образцы казахской классической домбровой музыки
И по сей день благодаря «огранке» этих музыкальных бриллиантов такими мастерами, как А. Жубанов, Ш. Кажгалиев, Н. Тлендиев и другими руководителями оркестра его произведения, достигшие истинного симфонического звучания, являются основой репертуара коллектива.
Об оркестре имени Курмангазы за годы его существования написано немало. Где бы ни выступал коллектив со своими обширными разножанровыми концертными программами, равнодушных не оставалось.
Результат — обязательные рецензии в прессе — как правило, хвалебные. Что ж, похвалы оркестр был достоин всегда. И тому причиной крепкий, профессионально выверенный фундамент, заложенный Ахметом Жубановым в первые дни основания.
В поисках истоков
А случилось это в начале 1930-х годов. Музыковед Бисенгали Гизатов написал и издал монументальный труд-очерк творческого пути «Казахский оркестр им. Курмангазы».
«Издревле у казахов, — пишет он, — наличествовало большое количество и разнообразие музыкальных инструментов — музыкант или певец был принадлежностью каждой семьи.
До наших дней сохранились домбра, кобыз, сыбызгы, шанкобыз, сырнай, даулпаз. Эти музыкальные инструменты, пройдя через лабораторные исследования и претерпев необходимые для оркестрового исполнительства преобразования, составили костяк оркестра казахских инструментов».
На их, так скажем, подгонку и модернизацию Ахмет Жубанов потратил несколько лет. Для этого при Алматинском музыкально-драматическом техникуме были созданы музыкально-экспериментальная мастерская, научно-исследовательский кабинет и приглашены мастера — братья Романенко, имевшие богатый опыт в изготовлении русских музыкальных инструментов.
Казалось бы, зачем было изобретать новое, когда достаточно собрать два-три десятка умеющих хорошо играть на инструментах, настроить их по камертону и… В поисках истоков возникновения идеи организации оркестра музыковед Б. Гизатов отправляет нас к 1923 году.
«В октябре 1923 года, — пишет он, — в Москве «Обществом изучения Казахстана» был организован первый показательный концерт, благодаря которому общественность столицы впервые познакомилась с музыкальным наследием казахского народа… В 1927 году на концерте в Малом зале Московской консерватории казахские кюи «Сары-Арка», «Аксак кулан» и «Косбасар» в обработке А. Затаевича впервые прозвучали в исполнении оркестра русских народных инструментов…»
Впоследствии председатель общества напишет в Совнарком КазССР:
«Если возможно было создание оркестра из русских домр, значит, возможно создание оркестра и из казахских домбр
Время для организации национального казахского оркестра пришло».
Прорыв к Олимпу
Как видим, с момента первой задумки до первого, полновесно прозвучавшего оркестрового аккорда — это случилось в июне 1934 года на Первом всеказахстанском слете деятелей народного искусства — прошло целое десятилетие. На первом официальном выступлении домбровый ансамбль нового качества исполнил кюи «Кенес», «Би-кюй», «Карабас», «Айжан-кыз» и казахские народные песни «Бал-курай» и «Карагаш».
Наркомпрос КазССР на основании постановления КазЦИК издал приказ:
«…Считать с 25 июня организованным при музыкально-драматическом техникуме 1-й казахский национальный оркестр имени КазЦИК…»
Дирижером и художественным руководителем оркестра был назначен Ахмет Куанович Жубанов. В это детище, равного которому нет по сей день, он вложил душу, сердце, талант и силы. Творческий рост коллектива не прекращался все эти 85 лет.
Уже в 1935 на базе оркестра была создана Казахская государственная филармония им. Жамбыла. В мае 1936 оркестр с успехом выступил в Большом театре в Москве. В том же году коллектив разучил и исполнил фрагменты из опер М. Глинки «Руслан и Людмила», П. Чайковского «Пиковая дама», «Музыкальный момент» Ф. Шуберта и другие произведения классиков. И этот период в истории оркестра можно считать прорывом по завоеванию Олимпа мировой музыкальной культуры.
За 5 предвоенных лет оркестр добился признания на всей территории Советского Союза и стал лучшим творческим коллективом
среди подобных в союзных республиках. В 1944 году он будет переименован в оркестр казахских народных инструментов имени Курмангазы и ни разу не посрамит этого великого имени. В 1944-45 гг. коллектив разучил и представил на суд слушателей Первую симфонию Л. Бетховена.
«Олимп завоеван!» — скажут те, кто первыми услышит это.