I Международный бизнес-саммит Retail Business Kazakhstan 2014
5-6 июня в Алматы прошел I Международный бизнес-саммит Retail Business Kazakhstan 2014. Участниками саммита стали более 200 человек, среди которых представители таких крупных казахстанских компаний, как METRO Cash&Carry, ТРК ADK, A-Store, Nielsen Kazakhstan, Trade Help, RG Brands Kazakhstan, UNION SPACE (MEXX, Motivi, New Yorker, Naf Naf, Vero Moda, Jack&Jones, Salomon, Camaieu, Campo Marzio, Pepe Jeans, Name it), Milavitsa Казахстан, группа компаний «Меломан», Дом Высокой моды KURALAI и многие другие. На бизнес- саммите выступил Башеев.А.Ш –генеральный директор ТОО «BenchMarkConsulting». Им была представлена презентация по теме «Национальная товаропроводящая сеть».
В работе саммита приняли участие представители государственных структур — впервые на одной площадке состоялся диалог двух сторон с целью решения насущных вопросов ритейла в Казахстане.
Особенно остро стоял вопрос о государственной поддержке бизнеса. Елена Тарасенко, депутат Мажилиса Парламента РК, отметила, что Казахстан сейчас находится на переходном этапе к обновлению системы розничной торговли, внедрению новых решений и форматов. К слову, экономические показатели товарооборота с каждым годом растут. За последние 10 лет потребление ВВП на душу населения в стране увеличилось в 17 раз: с 700 долларов до 12 тыс. долларов. Средняя заработная плата достигла 99 тыс. тенге. Численность населения, занятого в торговле, достигает 1-2 млн человек, это 13,4% всего трудоспособного населения страны. Объем торговых операций в общем объеме товарооборота увеличился на 86%. В связи с этим все эксперты были единодушны в необходимости и важности улучшения условий для предпринимательской деятельности.
На саммите во внимание также был взят вопрос о развитии бренда «Сделано в Казахстане». По словам участников, казахстанским компаниям-производителям сложно конкурировать с российскими и белорусскими компаниями. Одной из причин насыщения рынка зарубежными производителями выделили неумение местных производителей сокращать расходы на менеджмент, логистику, учет, чтобы снизить цену. В итоге, высокие цены на казахстанские товары приводят к низкой наценке супермаркетами и их незаинтересованности в сотрудничестве. Важной темой саммита стали возможности развития рынка в Таможенном Союзе и ЕЭП. На панели «Рынок ритейла в условиях ТС и ЕЭП» эксперты рассказали, как выйти казахстанским компаниям на рынок стран СНГ, какие барьеры действуют в данное время, и какие правильные решения необходимо принять для интеграции.
Проведение бизнес-саммита было символично. Прошло около недели после подписания странами Россия, Казахстан и Белоруссия договора о создании Евразийского экономического союза. В связи с этим участники и гости саммита сделали акцент на особенности и возможности развития рынка розничной торговли в новых экономических реалиях. Руководитель Антимонопольной инспекции по городу Алматы Агентства РК по защите конкуренции Азамат Камшимбаев сделал упор на то, что в новых экономических условиях всем субъектам рынка ЕвразЭС должны быть предоставлены равные условия: «Например, авиаперевозчики в Казахстане находятся в невыгодном положении по сравнению с российскими коллегами. То же самое касается и нефтегазового рынка. Вопросы урегулирования этих отраслей экономики должны будут решаться в ближайшее время».
Представители бизнеса обсудили на саммите актуальные внутренние проблемы отрасли. Так, например, особенно остро стоит вопрос кадровой политики как в индустрии моды, так и в ювелирном бизнесе. Fashion buyer сети бутиков Savage Лилия Рах прокомментировала ситуацию: "Профессия продавца в ритейле плохо востребована. Нет специализированной школы. От этого страдаем мы – работодатели, наши клиенты, которые не имеют достойного обслуживания, и сами молодые ребята, которые, может быть, и хотели бы стать профессионалами, а учиться негде".
В параллельной сессии этот же вопрос обсуждали Президент Казахстанской ассоциации ювелирного бизнеса Ильяс Сулейменов и Виде-президент "Казахювелир" Айдос Жумагулов. "У нас нет ни одного учебного заведения, которое бы подготовило профессионалов в области производства", - говорит Ильяс Сулейменов о подготовке квалифицированных мастеров ювелирного дела. На саммите во внимание также был взят вопрос о развитии бренда "Сделано в Казахстане". По словам участников, казахстанским компаниям-производителям сложно конкурировать с российскими и белорусскими компаниями. Одной из причин насыщения рынка зарубежными производителями выделили неумение местных производителей сокращать расходы на менеджмент, логистику, учет, чтобы снизить цену. В итоге, высокие цены на казахстанские товары приводят к низкой наценке супермаркетами и их незаинтересованности в сотрудничестве.
Кроме этого, на повестке саммита были подняты следующие вопросы:
· Лидеры рынка: приоритеты развития и размеры инвестиций
· Будущее регионального бизнеса
· Торговая недвижимость: спрос и предложение
· Мультиканальность. Интеграция онлайн и оффлайн ритейла
· Отечественные производители и сети
· Сети модной одежды и обуви. Товары и услуги для детей. Ювелирные сети.
За два дня участники саммита подняли вопросы в различных областях розничной торговли: приоритеты индустрии на период 2015-2020 гг., инновационные технологии в розничной торговли, будущее регионального бизнеса, решение ключевых правовых и налоговых вопросов отрасли, ситуацию ритейла в условиях ТС и ЕЭП, эффективность розничной сети в fashion индустрии и многие другие.
Организаторы саммита намерены сделать мероприятие ежегодным.
Екатерина Тыщенко