Команды КБТУ и МУИТ в финале чемпионата мира по программированию!
Команды КБТУ и МУИТ в финале чемпионата мира по программированию!
Международная студенческая олимпиада по программированию ACM ICPC - крупнейшая студенческая командная олимпиада по программированию. Расшифровывается как Association for Computer Machinery International Collegiate Programming Contest.
Международный командный чемпионат по программированию уходит своими корнями в соревнование, проводившееся в Техасском университете в 1970. Свой нынешний облик чемпионат принял в 1977 году, когда первый финал был проведен в рамках ежегодной конференции ACM по информатике, и с тех пор проводится ежегодно. Чемпионат проводится под эгидой ассоциации вычислительной техники (ACM). Начиная с 1989 года, организацией соревнований занимается университет Бэйлора. В разное время спонсорами соревнований становились такие компании, как Apple, AT&T и Microsoft, однако с 1997 года по настоящее время генеральным спонсором является компания IBM.
С 1977 по 1989 в олимпиаде преимущественно участвовали команды вузов из США и Канады. К настоящему моменту олимпиада превратилась во всемирное соревнование: в 2009 году в ней приняло участие 7109 команд из 88 стран, 100 из которых сошлись в борьбе за главный трофей в финальном турнире. Количество команд продолжает расти на 10-20 % в год, так что в будущем соревнования обещают стать ещё представительнее.
Казахстан и такие страны бывшего СССР, как Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Россия, Киргизия, Латвия, Литва, Узбекистан, Эстония, входят в Северо-Восточный Европейский регион. Российские вузы принимают участие в соревнованиях с 1993 года.
ПРАВИЛА
Олимпиада - командное соревнование. Каждая команда состоит из трёх студентов. К участию допускаются студенты высших учебных заведений, а также аспиранты первого года обучения. Студенты, дважды участвовавшие в финальной стадии олимпиады, или пятикратно принимавшие участие в региональном отборе, не допускаются к участию.
Тур олимпиады происходит следующим образом: каждой команде выдаётся компьютер и от восьми до двенадцати задач, условия которых написаны на английском языке, на пять часов. Команды пишут решения на языках программирования C, C++ или Java и посылают их на тестирующий сервер. Во время некоторых региональных туров набор языков может быть изменен. Так, например, при проведении четвертьфинала по северо-восточному региону участникам доступен Паскаль. Программы тестируются на большом количестве различных входных тестов, неизвестных участникам. Если программа выдала неправильный ответ или не уложилась в ограничения по времени или памяти, то пославшая её команда получает об этом сообщение и может послать исправленную версию. Задача считается решённой, если программа выдала правильные ответы на всех тестах. В отличие от других олимпиад, частичные решения не учитываются. Побеждает команда, решившая правильно наибольшее число задач. Если несколько команд решают одинаковое количество задач, то их положение в рейтинге определяется штрафным временем. Изначально штрафное время каждой команды равно нулю. За каждую правильно сданную задачу к штрафному времени команды прибавляют время, прошедшее с начала соревнования до момента сдачи задачи. Кроме того, если зачтённой попытке предшествовало несколько неудачных попыток сдать ту же задачу, то за каждую из них к штрафному времени прибавляют двадцать минут. За неудачные попытки сдать задачу, которую команде в итоге так и не удалось решить, штрафного времени не начисляется.
От других олимпиад по информатике эта олимпиада отличается повышенным количеством задач, на которые отводится сравнительно небольшое время. Учитывая, что в распоряжении каждой команды находится только один компьютер, навыки эффективной и слаженной командной работы выходят на первый план.
Многие университеты проводят свои олимпиады, используя формат ACM ICPC, поскольку данный формат может считаться одним из самых удачных.
ЭТАПЫ
Олимпиада проводится на нескольких уровнях. Многие университеты проводят внутренние соревнования, чтобы определить своих представителей на региональном уровне. Затем проводятся региональные олимпиады, победители которых отправляются на финальный этап мирового первенства. В региональных соревнованиях один университет может быть представлен несколькими командами, но на финал может отправиться только одна команда от университета.
Студенческие командные соревнования Чемпионата Мира под эгидой АСМ являются наиболее престижными в мире интеллектуальными состязаниями молодых программистов. В отборочных турах чемпионата 2011 года стартовали более 7000 команд из почти двух тысяч университетов, в финал были отобраны 112 команд. В финальную часть от Северо-Восточного Европейского региона пробились 16 команд. Команды трех российских и двух белорусских вузов по итогам финала, состоявшегося в мае 2012 года в Варшаве, вошли в группу из 12 сильнейших. Команда Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики стала чемпионом мира и Европы. Команда Московского физико-технического института также завоевала золотые медали, а команда Московского государственного университета получила бронзу. В России соревнования проводятся уже в семнадцатый раз. В связи с большим числом команд, желающих участвовать в соревнованиях чемпионата мира, Северо-Восточный Европейский регион разделен на несколько подрегионов. В каждом подрегионе организуются состязания в четвертьфинальных группах.
Казахстанский четвертьфинал ACM ICPC 2012-2013 проходил 3 ноября 2012 года в городах Астана и Алматы одновременно.
В финал вышли две казахстанские команды: